Персональный сайт о местах и людях, психологии и астрологии, животных и всем самом интересном!

 Психология
  Психология



Эмоции и чувства.

Слово "эмоция" происходит от латинского emovere, что значит волновать, возбуждать. Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции -это обобщенные чувственные реакции, возникающие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные (исходящие из окружающей среды) и эндогенные (исходящие из собственных органов и тканей) сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии организма.

Эмоции, как и мысли, - объективно существующее явление, их характеризует чрезвычайно широкий диапазон разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, наслаждение и отвращение, гнев и страх, тоска и удовлетворенность, тревога и разочарование - все это различные эмоциональные состояния.

Эмоции тесно связаны с мотивацией (влечением, побуждением), или, как говорил физиолог И.П. Павлов, с "рефлексом цели". Мотивации рассматриваются в наше время как состояния организма, которые стимулируют животных и человека активно искать или избегать тех или иных раздражителей, конкретных ситуаций.

Действия, обусловленные мотивацией, возникают не как результат испытываемого раздражения, они "запускаются" под влиянием изменений, возникающих во внутренней среде организма. Различают первичные, безусловные, низшие, врожденные мотивации (позывы к кашлю, чиханию, мочеиспусканию, жажда, голод и т.п.), обусловленные нарушением равновесия констант (постоянных показателей) внутренней среды, и высшие, сложные мотивации, возникающие на основе первичных мотиваций и приобретенных в течении жизни механизмов и навыков.

Высшие мотивации у людей, благодаря высокоразвитому интеллекту и способности к абстрактному мышлению, исключительно разнообразны. Это не только стремление к удовлетворению потребностей, необходимых для существования в данных условиях, но и стремление к познанию, а также мотивы социального, эстетического и нравственного характера.

Простые (низшие, элементарные, биологические) эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений. Они сопряжены с мотивациями, направленными на поддержание жизни организма и обеспечении продолжения рода. Простые эмоции, как отмечал академик П.К. Анохин, "могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма". Например: если надетые утром туфли оказались тесны и растерли вам ногу, вы испытываете боль и вместе с тем отрицательные эмоции и стремитесь снять их как только представится возможность, что обычно ведет к улучшению общего состояния.

Человеку элементарные эмоции свойственны с раннего детства. По сути дела, первый плач ребенка можно рассматривать как начало его эмоциональной жизни. Эмоциональный мир ребенка постепенно обогащается. Повышается устойчивость и сила эмоций, характер их усложняется. Со временем происходит формирование свойственных только человеку сложных, высших, социальных эмоций и чувств.

Чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определенного уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека как личности, но и личности человека, влияя на взаимодействие этой личности с человеческим обществом, частью которого данный человек и является.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), познавательные (интеллектуальные) и эстетические.

Этические чувства формируются   у человека в процессе воспитания. К ним относятся чувства товарищества, дружбы, раскаяния, долга и т.п. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности способность к самоконтролю этичности собственного поведения. В их основе лежит знание норм поведения, требования морали, принятых в данном обществе. Этические чувства постоянно корригируют поведение человека и, если он ведет себя с соответствии со сложившимися у него представлениями о нормах поведения, он испытывает удовлетворенность собой, уверенность. Если же поведение человека не соответствует признаваемым им общепринятым нормам, он может чувствовать неловкость. Степенью развития этических чувств определяется характерная для людей, сформировавшаяся в процессе жизнедеятельности способность к самоконтролю этичности собственного поведения, именуемая совестью.

...Совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна. Не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел. /В. Рыленов/

Этические чувства заставляют человека стремиться к согласованию своих поступков с моралью общества, членамом которого он является, с принятым в этом обществе законами и условиями. Эти чувства регулируют отношения между людьми и способствуют сплочению их в различные по интересам и масштабам, коллективы.

Познавательные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса человеческого общества. Первая ступень познания - стремление к чувственному исследованию с целью выявить приятное или неприятное. Со временем познавательные чувства усложняются, среди них появляются такие, как чувства догадки, недоумения, сомнения, удивления, чувство жажды познания, поиска, и в том числе научного поиска.

Различные формы изучения, исследование, научный поиск связаны с колебаниями в эмоциональной сфере. Силу для преодоления сложностей научного поиска дает, с одной стороны, вера в мощь человеческого разума, а с другой - бессознательно ожидаемое чувство удовлетворения, которое приносит с собой достигаемый в конце концов успех в работе.

В основе эстетических чувств лежит способность к восприятию гармонии и красоты. Возникновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художественный образ и эстетический вкус. Художественный образ - объект, вызывающий эстетические чувства. Это, например, природный ландшафт, произведение искусства, удовлетворяющее требованиям эстетики, промышленное изделие и т.д.

Представление о художественности образа находится в непосредственной зависимости от особенностей эстетического вкуса. Человек, наделенный развитым в процессе воспитания и жизненного опыта эстетическим вкусом, под влиянием воздействующих на органы чувств различных по характеру объектов, может испытывать приятные или неприятные для него эмоции, диапазон которых широк - от чувства отвращения до наслаждения и восторга.

Все многоцветье эмоций психологии условно делят на настроение, страсти, аффекты.

Настроение - эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. Настроение может быть грустным или спокойно-умиротворенным, тревожным или тоскливым, торжественным или веселым. Оно является, по сути дела, фоновым эмоциональным состоянием -эмоциональным фоном. На настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, боль, прочитанное утром письмо, реплика встретившегося по пути на работу знакомого, ожидаемые служебные неприятности, воспоминания.

Страсть - сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, стимулирует его к активной деятельности, целью которой является удовлетворение совершенно определенных желаний. Алкоголик испытывает страсть к спиртным напиткам, карточный игрок - к картам...Эти страсти пагубны для человека, они подрывают его здоровье, подчас толкают на преступный путь. Страсть - это энергично стремящийся к намеченной цели сущностная сила человека. И если страсть активизирует деятельность, направленную на благо людей, мобилизует на подвиги в труде, в науке и т.д., она приобретает высокую социальную значимость и заслуживает восхищения.

Аффекты - обычно кратковременные, но предельно яркие, бурные эмоциональные вспышки (восторг, ярость, ужас и т.п.), состояния эмоционального возбуждения высшей степени. Аффекты, как правило, возникают в связи с совершенно определенными раздражителями, поэтому всегда конкретно направлены. В состоянии аффекта человек действует под влиянием главным образом эмоций.

Эмоция - производное многих обстоятельств. К ним относятся особенности характера и темперамента человека, его физическое состояние и здоровье в данный момент, внешнее воздействие или сочетание внешних воздействий, оценка этих воздействий, самооценка и ряд других факторов.

Что важнее: чувства или разум?

Обеспечивая высшую нервную деятельность и, в частности, процесс мышления, кора больших полушарий через посредство многочисленных нервных волокон имеет прямую и обратную связь, связана со структурами мозга, которые можно рассматривать как пусковые механизмы эмоциональных реакций. Эти связи создают возможность для циркуляции нервных импульсов как от коры к подкорке, так и в обратном направлении - от подкорки к коре. Осознание простых и формирование сложных, социальных эмоций происходит с обязательным участием коры больших полушарий.

Эмоции и мышление взаимозависимы. Если эмоции влияют на мышление, то и характер мыслей, сказывается на состоянии эмоциональной сферы. Мысль может не только радовать, но и способствовать возникновению плохого настроения. Разум позволяет нам в какой-то степени контролировать состояние всей эмоциональной сферы или по крайней мере внешние проявления эмоциональных реакций.

Взаимосвязь между эмоциями и мыслительным процессом не исключает индивидуальных, личностных особенностей реакции человека в ответ на сходные эмоциональные ситуации. "Жизнь -писал И.П. Павлов, - отчетливо указывает на две категории людей - художников и мыслителей." Люди художественного типа живут преимущественно эмоционально окрашенными, непосредственными впечатлениями. Люди мыслительного типа воспринимают окружающую действительность абстрактно, теоретически.

Поступки тех, кто руководствуется главным образом чувствами, нередко неуравновешенны, непоследовательны, ненадежны, они подчас зависят от переменчивого настроения.

Представители мыслительного типа обычно логичны в своих поступках, но эгоистичны, окружающий мир воспринимают сухо, схематично. Большинство людей относится к промежуточному типу.

Что предпочесть в человеке: чувства или разум? Что для человека важнее? Мнения по этому поводу разные. Жан-Жак Руссо отдавал предпочтение чувствам, Г. Спенсер -разуму, утверждая, что в будущем человек утратит эмоциональное отношение к миру.

Вероятно, "однобокость" в формировании психической сферы не может обеспечить полноценного ее развития, и идеальным является гармоничность личности. Но эта гармоничность достигается не стихийно, а в процессе воспитания.

В наше время духовный мир человека не определяется его образованием. Если образованный человек эмоционально беден, он часто бывает груб с окружающими, невосприимчив к их радости и горю, от него трудно ждать высокой общей культуры. Знания придают человеку уверенность, которая при отсутствии развитых эстетических чувств перерастает в самоуверенность, проявляющуюся в развязности, в пренебрежительном отношении к тем, кто по своему положению находится на ступеньку ниже. Такому человеку в процессе общения свойственна грубость, жестокость и подчас откровенное хамство. Тот, у кого эмоциональная сфера развита слабо, обычно недостаточно чуток к людям, недостаточно тактичен в общении с окружающими.

Идеальна гармоничность личности, основанная на относительном равновесии хорошо развитых эмоциональных и интеллектуальных сфер.

 

  
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ © Jasty, 2009 - Главная| Карта сайта| Гостевая книга| Контакты
Яндекс цитирования

Hosted by uCoz