Семь управленческих навыков. Семью главными навыками и задачами менеджмента являются:
- Планирование
- Постановка целей
- Принятие решений
- Делегирование
- Поддержка
- Коммуникация
- Контроль выполнения плана
Планирование. У менеджера должен быть план. Планирование необходимо любой компании, отсутствие плана приводит к реактивному менеджмента "впопыхах", который чаще можно встретить в маленьких фирмах.
Постановка целей и принятие решений являются неотъемлемыми частями планирования. В плане должно рассматриваться распределение полномочий : кто и что будет делать, план должен быть известен другим сотрудникам. Контролирование его выполнение является первостепенным для менеджера. В бизнесе существуют различные виды планов, но все они служат одной цели - созданию порядка и дисциплины. План позволяет рассматривать будущее в настоящее время.
Большинство планов содержат в себе элементы:
- Цель и измерение расстояния до цели
- Оценка окружающей среды
- Определение сильных и слабых сторон компании
- Определение количества существующих и необходимых ресурсов
- Серия задач, которые продвинут компанию к цели
- Механизм для измерения достижений
Постановка целей. Перед тем как начать действовать необходимо, чтобы была цель. Цели должны быть адекватной величины: быть достаточно большими, чтобы воодушевить людей, но достаточно маленькими, чтобы быть достигаемыми. Крошечные цели никого не вдохновят, крупные же цели овладевают воображением. Большие цели создают ощущение миссии, а чувство миссии создает мотивацию. Мотивация толкает вперед энергию людей и увеличивает их приверженность делу. Менеджер должен держать подчиненных в курсе относительно целей компании. Для этого нужно разбивать большие цели на более мелкие: 1 ) связанные с повседневной работой подчиненных, 2) которые могут быть достигнуты за относительно короткое время. Чтобы мотивировать сотрудников, нужно дать задания, связанные с общей целью, и короткие сроки для их выполнения.Одним из способов достичь амбициозных целей в продажах и росте прибыли может быть соревнования с сильным конкурентом.
Принятие решений. Ключевая часть работы менеджера - уметь принимать решения. Однако многим людям не известно как принимать правильные решения. У них нет схемы принятия решений. Рассмотрим шесть шагов принятия деловых решений рациональным способом:
- Определение проблемы. Большинство решений связаны с какой-либо проблемой. Например, если продажи компании падают, то причиной тому могут быть: низкое качество, высокие цены, неудовлетворительная работа службы быта или появление конкурента. Каждая из этих проблем требует определенного решения.
- Сбор информации. Хорошие решения в бизнесе основываются на хорошей информации. Определив проблему, соберите всю важную информацию, связанную с проблемой. Проведите исследование на основе полученной информации.
- Анализ информации. Самой по себе информации еще недостаточно, поскольку разные люди могут делать разные выводы относительно одних и тех же фактов. Необходимо применить аналитические инструменты для анализа информации: расчеты или возможность построения диаграмм, отражающих связи между фактами. Анализ помогает осмыслить события и интерпретировать их.
- Разработка вариантов действий. Когда вы принимаете решение, у вас должен быть выбор между разными вариантами. Например, чтобы поднять продажи товара, вы могли бы улучшить его качество либо снизить цену. Вы можете принять на работу новых торговых агентов или ввести дифференцированную оплату труда сотрудникам. При наличии нескольких вариантов у вас есть шанс найти верное решение, вместо того, чтобы действовать согласно одной идеи.
- Выбор и использование лучшего варианта. Если все предыдущие шаги пройдены, вы должны принять окончательное решение. Избегайте бесконечно анализировать проблемы - нужно действовать. Ваша задача - принять рациональное решение.
- Анализ результатов. Единственный способ узнать, справилось ли ваше решение с проблемой - это отследить его последствия. Если решение сработало - хорошо, если же нет - необходимо предпринять корректирующие действия. Рассмотреть другой вариант, собрать больше информации, правильно все проанализировать.
Делегирование - это распределение заданий между подчиненными. Менеджер координирует деятельность других для выполнения задачи. Задания передаются как в письменной, так и в устной форме, могут быть краткосрочными ( в форме запроса или приказа)и долгосрочными. Постановка задач перед другими и обеспечение их правильного выполнения является неотъемлемой частью работы любо менеджера. Умение делегировать требует знания следующих принципов: ответственности, подотчетности и полномочности. Ответственность означает, что у каждого менеджера или работника есть особая функция или участок работы, закрепленный за ним. Это называется сферой ответственности. Подотчетность означает, что каждый сотрудник компании отчитывается перед другими лицами. Полномочность обозначает, что некоторое лицо наделяется полномочиями для выполнения той или иной работы.
Поддержка. Деятельность менеджера не сводится к одному делегированию, чтобы сотрудники добились результатов, необходима ваша поддержка. Работнику нужна поддержка, потому что между ними и желаемым результатов встают барьеры, такие как бюрократия и ограниченные ресурсы, за пределами компании в виде конкуренции и сопротивления заказчиков. Лучший способ поддержать своих сотрудников - это убрать барьеры, стоящие на пути к успеху и действовать как хороший наставник.
Коммуникация. Коммуникационные навыки стоят на вершине списка качеств, которыми должен обладать менеджер. В деловом мире нужно говорить понятно, точно, честно и убедительно. Умение слушать является отправной точкой для хорошей коммуникации. Если вы не слушаете человека, то вряд ли можете понять его. У каждого из нас есть система взглядов, сквозь которую мы фильтруем то, что слышим и говорим. Деловые люди достигают наилучших результатов, обращаясь откровенно к собеседнику, а не скрыто и используя абстрактный язык. Большая часть служебных коммуникаций между менеджерами и подчиненными имеет своей целью направить и помочь подчиненным выполнить их задачи вовремя и в соответствии с определенными стандартами. Лучшие коммуникаторы рассматривают своих подчиненных и начальников как коллег, сфокусированных на том, как сделать свою работу хорошо.
Контроль плана. Контроль выполнения плана подразумевает управление ресурсами - людьми, временем, оборудование и деньгами - по намеченному плану для достижения конкретной цели. План помогает нам в продвижении вперед, но иногда нужно изменить свои действия или ускорить ход дел, чтобы не выпадать из плана. Успех в бизнесе, как и в любых стремлениях, приходит благодаря ежедневному соблюдению основных его принципов. Резюме: Менеджмент начинается с планирования и постановки целей и заканчивается контролем выполнения плана. Начинайте с определения проблемы, потом собирайте нужную информацию, тщательно ее анализируйте, разрабатывайте альтернативные варианты действий и выбирайте лучший из них. Грамотное делегирование - единственный путь сделать работу посредством других. Выбирайте правильных людей для ваших поручений, пусть они выполнят свою работу. Поручайте другим все, что можно и поручайте это на самый нижний уровень, на котором это может быть сделано. Оказывайте поддержку вашим работникам и убирайте препятствия с их пути к успеху.
|