Астрология
|
|
1 июля - Феодул Народные приметы: Народ связывал праздник Феодула с подготовкой к жатве. Говорили: "Федул на двор заглянул—пора серпы зубить (точить), к жнитву готовятся загодя". А коли рыбку ловить, то летом лучший клев бывает вслед за рассветом, средний — вечером и худший — среди дня.
Зосима — покровитель пчел. В народе смешивают этого мученика раннего христианства с Зоси-мой — игуменом Соловецким, считая их как бы одним лицом. Говорили: "На Зосиму пчелы начинают мед заносить, соты заливать", а "Без Зосимы — Савватия рой пролетит мимо". Зосима пчел растит, меду наливает. Зосима — пчелы меда запасают. И приметили: когда пчелы сильно летят к своим ульям, то скоро дождь. Перед засухою пчелы становятся злее, чаще жалят. Пчелы сидят на стенках улья — к сильной жаре. Пчела — Божья угодница, доставляет воск на свечи. Пчела жалит только грешника. А дети припевали, приговаривали: Рой, гуди, Яры пчелки гудут, В поля иди! В поле идут, С полей иди, С поля идут — Медок неси! Медок домой несут.
Мефодий-перепелятник. Мефодий — паутинный день, погодоуказатель. На Мефодия отмечали праздник перепелятников — охотников. С этого дня "перепелиные" охотники наблюдают над озимым хлебом: если над ним носится паутина, летает мошкара, то там и будут собираться перепела — "Летят тенета — удачная охота". Каждый охотник старался для будущего счастья поймать хоть одну птичку, и особенно хотелось поймать белого перепела, который как бы предвещал успех в ловле. Есть в этот день и такая примета (говорят, проверенная): "На Мефодия — дождь, то будет идти сорок дней". Именины у Инны. Инна - "сильная вода" (готтск.).
Именины у Юлиана. Юлиан с латыни - "из рода Юлиев".
Именины у Галактиона. Галактион - в переводе с греческого - молочный.
Аграфена-лютые коренья. Аграфены-купальницы. В этот день проводились общие купанья с песнями, говорили: «закупываются». На Руси исстари парились в этот день утреннею порою в банях. Купание в реках начиналось с полдня и продолжалось до позднего вечера. Одни купаются, другие на берегу поют, поэтому песни не смолкали. Также днем отправлялись в лес заготавливать веники на весь год. В средней полосе обычно березовые, в северных районах — это целые букеты, в которые входит рябина, черемуха, смородина, липа, разные травы. В это время травы уже в самом соку, начинался сбор лечебных, лекарственных трав, кореньев, считали, что накануне и в ночь Ивана Купалы они приобретают особую целебную силу. Считали: "Репу сей на Аграфену — хороша репа будет". Именины у Софии и Марфы, у Марии и Ирины, у Ефросинии и Вассы, у Агафьи, Алексея и Михаила, у Дмитрия и Василия, у Андрея и Аркадия, у Арсения и Артемия, у Даниила, у Всеволода. София (греч.) - "мудрость, премудрость". Марфа (Марта) - "наставница" (арам.). Мария (евр.) - первоначальное значение - "горькая", другое значение - "госпожа". Ирина (Арина) с греческого - "мир". Ефросиния с греческого - "радость". Васса с греческого - "пустыня". Агафья - "добрая" (герм.). Алексей с греческого - "защитник, помощь". Михаил в переводе с иврита - "подобный Богу". Не зря это имя носит один из 4х архангелов. Дмитрий с греческого - "принадлежащий богине Деметре". Василий с греческого - "царский". Андрей с греческого - "мужественный, мужчина". Аркадий с греческого - "пастух". Арсений с греческого - "мужественный". Артемий (Артем) с греческого - "здоровый". Даниил с иврита - "судья Божий". Всеволод со славянского - "всем владеющий".
Праздник Рождество Иоанна Предтечи на Руси приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считали, что в этот день солнце действует с особенной живительной силой. "На Ивана выходи на косовицу". В Древней Руси день Ивана Купалы был великим праздником, в честь его производились два традиционных обряда: купанье в воде и росе и прыганье через зажженный костер. Это были древние очистительные обряды (через воду и огонь). Накануне праздника Рождества великого Иоанна Предтечи и в ночь под самый праздник, а также весь день до следующей ночи отмечали на Руси Ивановскую ночь весело, с размахом. В эту ночь допускалась относительная свобода интимных отношений. Считали, что папоротник расцветает в полночь на Ивана Купалу чудесным огненным цветком, который указывает все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. А еще были убеждены, что "Ивановские дожди — лучше золотой горы", и просили: "Вымолите, попы, дождя до Ивана, а после и мы, грешные, умолим", "До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу", "До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека", "Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо". А народ приметил: "Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов", "На Иванову ночь звездно — много губ (грибов) будет", "Коли на Ивана просо в лежку, то будет и в ложке", "Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана" — говорит пчела, "После Ивана не надо жупана". На Ивана Купала появляются светляки. Обряды и обычаи соблюдались от Иванова до Петрова дня, с 7 июля по 12 июля. Именины у Антона. Антоний (Антон) с греческого - "приобретающий взамен".
День Петра и Февронии стал символом верной, сильной, красивой любви и считается счастливым в любви. С этого дня ожидается еще сорок жарких дней. Именины у Ефросинии. Ефросиния с греческого - "радость".
Давид-земляничник. Явление иконы Пресвятой Богородицы Тихвинской. Тихвинскую называли "ягодница". На Тихвинскую ягоды поспевают, говорили: "На Тихвинскую земляника-ягода заспевает, красных девок в лес зовет", и молодежь отправлялась по ягоды в лес, в овраги, на пригорки. "Перву ягоду в рот кладут, а вторую домой несут". "Собирай по ягодке, наберешь кузовок". Существовало такое поверье: кто хочет занять деньги, тот должен положить травы земляники в карман и смело идти к ростовщику — отказа не будет. И еще: "На Тихвинскую пчела вылетает за медовым сбором".
Самсон-сеногной. Самсона прозвали "сеногноем", так как "Самсон сено загнаивает". Приметили: "На Самсона дождь — через семь недель то ж", "Если на Самсона дождь, то до бабьего лета мокро (дождь)", то есть до 14 сентября. Погниет все сено, которое убрать не успели, тогда беда в дома придет. Если зарядили дожди, ребятишки обращались к солнышку: Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка-Колоколнышка! Поэтому-то раньше стар и мал все были на сенокосе. Идет подготовка к покосу, и второй раз вспахиваются поля, оставленные на пар. Большая часть пара идет под озимую рожь, остальная будет засеваться весной яровым хлебом. Именины у Юрия. Георгий (Юрий, Егорий) с греческого - "земледелец".
По деревенским поверьям, на заре Петрова дня солнце необычайно горело, разливалось красками, "играло": "На Петров день и солнышко играет", "С Петрова дня зарница хлеб зорит". Чтобы подсмотреть эту "игру" солнца, деревенская молодежь под Петров день не ложилась спать, веселилась до утра, а на заре шла в такие места, откуда хорошо был виден восход солнца. При встрече "играющего" солнца иногда пели песни, радуясь красоте.
Петры и Павлы, Петровки. Чаще всего в Петровки сухо, жарко, день большой и светлый, говорили: "В Петровки сухо и день велик", "Петр и Павел жару прибавил", "Как придет Петро, так и будет тепло", "День убывает, жара прибывает", и шутили, что "Худое порося и в Петровки зябнет". На Руси Петров день, как и Ивана Купалы, связан прежде всего с солнечной символикой. Существовало поверье, что солнце в этот день "играет", то есть переливается разными цветами радуги или скачет по небу вверх-вниз. На рассвете люди собирались, чтобы посмотреть, как солнце играет. Считали, "Женское лето по Петров день", "Красное лето с Петрова дня", "С Петрова дня красное лето, зеленый покос". В этот период в жизни деревни проходила пора самых трудных земледельческих работ. Начиналась пожня (косьба). "Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый". Также готовились к озимому севу. "На святого Петра дождь — урожай не худой, два дождя — хороший, три — богатый". Издавна было подмечено, что многие певчие птицы поют только до Петрова дня: "Соловей поет до Петрова дня", "Кукушка кукует до Петрова дня", так как "ячменным колоском подавилась". Дни становились короче: "Петр и Павел — час убавил, а Илья Пророк — два уволок", "К Петрову дню вода в реках умеженится", "Придет Петрок, сорвет листок". Петров день — конец Петровского поста. Но сам Петров день — "разговины". Петров день — проводы весны. Петры и Павлы считаются праздником рыбаков, так как апостол Петр известен как покровитель рыбного промысла.
Именины у Андрея. Андрей с греческого - "мужественный, мужчина".
Летние Кузьминки. В разгаре страдная пора: идет сенокос, прополка огородов. В этот день в огородах грядки полют, вырывают корневые овощи (снятие первых овощей). В это время и сенокос: "Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли". На Кузьму и Демьяна женщины успевали не только справиться с огородом, накосить, выполнить всю домашнюю работу, но и отметить свой праздник — Летние Кузьминки. Это чисто женский праздник, на столе — обязательная растительная пища, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями. Летние Кузьминки — бабий, девичий, курячий праздник, и женщины отмечали свой праздник, ходили в гости. Девушки варили кашу-ссыпчину. Именины у Ангелины. Ангелина с греческого - "ангельская".
Этот день издавна считается несчастливым; никакие дела начинать не стоит и надо быть очень осторожным. Именины у Анатолия и Василия. Анатолий с греческого - "восточный". Василий с греческого - "царский".
Андрей-наливы. К этому времени озимы уже в наливе, греча еще на всходе, тогда поселяне говорили: "На Марфу овес в кафтане, а на грече и рубахи нет", "На Андрея озимы в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос", "Батюшка овес донельзя урос", "Озими в наливе, греча на всходе", "Зерно в колоске, не валяйся в холодке". Приметили: "Каков Андрей Налива — таков и Калинник (11 августа)". Именины у Марфы, Андрея. Марфа (Марта) - "наставница" (арам.). Андрей с греческого - "мужественный, мужчина".
Афанасьев день — "месяцев праздник", полнолуние. В этот день вечером месяц "играет". В замосковских селениях вечером выходили смотреть на играние месяца. Если месяц при всходе своем был виден, то он кажется будто перебегающим с места на место или изменяет свой цвет и прячется за облака. Этот день считали праздником месяца, а играние месяца обещало хорошие урожаи, говорили: "На Афанасия Афонского месяц на всходе играет — к урожаю", "Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его", а если "Нз гнилого кута наволокло тучи — будет дождь", или: "Как медь желты облака — к дождю". Именины у Анны, Афанисия. Анна, с иврита, - "благодать Божия". Афанасий с греческого - "бессмертный".
"Всякий Еремей про себя ра- зумей: когда сеять, когда жать, когда в скирды убирать". У каждого дня свои заботы: "Не то забота, что много работы, а то забота, как нет работы". Именины у Марфы, Василия и Валентина. Марфа (Марта) - "наставница" (арам.). Валентин с латыни - "сильный". Василий с греческого - "царский".
Говорили, что если в этот день идет дождь, то надолго и очень вреден для урожая. Именины у Фомы и Ефросинии, у Авдотьи. Фома с иврита - "близнец". Ефросиния с греческого - "радость". Авдотья (Евдокия) с греческого - "благоволение".
Казанская летняя (Казанская осенняя — 4 ноября). В прежние годы Казанская широко отмечалась в тех селах, где она была престольным праздником. На Казанскую встарь делался первый "зажин" ржи. Прокопий летний — жнец и жатвенник. Начало самой сильной жары. Прокопий — начало покоса, уборки ржи, говорили: "Коли на Прокопия черница (черника) поспевает, то поспела рожь и богатый урожай будет". "В ягодный год дел невпроворот". "Черника зреет под кома-ринные песни". Черника — не только лакомство. Издавна в народе ягоды и листья ее употреблялись при расстройствах желудка и кишечника, при сахарной болезни, ревматизме и подагре. На Прокопия в огородах гряды полют, вырывают корневые овощи.
Пробуют первые огурцы.
Именины у Антона и Даниила. Антоний (Антон) с греческого - "приобретающий взамен". Даниил с иврита - "судья Божий".
Ефимьи-стожарницы. Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню. Если гром в постный день, будет хороший улов рыбы. Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя. Страдно-грозовая пора. Именины у Ольги и Ефимии, у Елены. Ольга по-скандинавски - Хельга - "священная". Ефимия с греческого - "всехвальная". Елена с греческого - "светлая, факел".
Прокл Плакальщик. Прокл - великие росы. До Прокла спешили высушить сено. По наблюдениям поселян, будто с этого дня наступают большие росы, которые загнаивают сено: "На Прокла — поле от росы промокло", "На святого Прокла — великие росы". Старушки-лечейки собирали великие росы для врачевания, считая их целебными. Прокловы росы, по их заверениям, лучшее средство от призора, от сглазу. "Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается". "Утром сильная роса и туман — к хорошей погоде". "Роса и туман живут по утрам", "Не тягаться росе с солнцем". Именины у Марии, Арсения и Михаила, у Гавриила. Мария (евр.) - первоначальное значение - "горькая", другое значение - "госпожа". Арсений с греческого - "мужественный". Михаил, в переводе с иврита, - "подобный Богу". Не зря это имя носит один из 4х архангелов. Гавриил, с иврита, - "крепость Божия, муж Божий".
Стефан Савваит. Дозревает хлеб, налитые зерном колосья нагибаются, говорили: "Стефан Савваит — ржице-матушке к земле кланяться велит", "Кто рано встает, тому Бог подает". Этот день имел большое значение для жатвы. Первый сжатый сноп называли именинным. Именинный сноп в старину берегли, холили, считая, что он может совершить чудеса: с него начинали молотьбу, соломой кормили больную скотину, зерна ржи считались целебными в болезнях для людей и птиц. Без именинного снопа не бывало и посева. Сухая погода сулит хорошую осень. Сильные дожди губительны для урожая, поэтому просили: Не иди, дождик, где косят, А иди, где просят. Не иди, дождик, где жнут, А иди, где ждут! Именины у Гавриила. Гавриил с иврита - "крепость Божия, муж Божий". 27 июля - Гавриил Дрозды подолгу и громко поют - к грозе "Коростели вечером ""скрипят"" на лугу громче обычного - к ясной погоде" По народным приметам, на 27 июля выпадает период, когда лето начинает идти на спад своих погодных и природных возможностей. Солнце греть не перестает, но дни начинают идти на убыль, птицы начинают петь тише, предвещая скорое наступление осени. Хотя впереди еще один завершающий летний месяц август со своим созревшим урожаем. 27 Июля именины, день рожденья или день ангела :Стефан,Пантеймон
Кирик, Улита и Владимир. "На Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит", "Кирики-мокродырики", "Кириков день, да все мокро, он льет дождь", "Не жни на Кирика и Улиту — маньяки (видения, мороку) увидишь", "Улита едет — когда-то будет". Женщины праздновали день "матушки Улиты", почитая ее своей заступницей. Этот день считался серединой лета. Именины у Владимира и Кирилла, у Василия. Василий с греческого - "царский". Владимир со старославянского - "владеющий миром".
"Финогеевы зажинки": начинают жать рожь. День этот имеет большое значение для начала жатвы: "Первый колосок Финогею, последний Илье (2 августа) на бороду", "Придет Финогей с теплом да со светом, уберешься загодя со жнитвом; Финогей с дождем-копногной, хлеб в снопе прорастет". Так как жатва в полном разгаре, то "На Финогена молись солнышку, проси Бога о вёдрышке (теплой погоде)"; "Финогенов день к Илье Пророку навстречу идет — жнитво солнышком блюдет" Каждый час хорошей погоды дорог, надо урожай сберечь. Считали, что в этот день лето перешагивает зной и повернуло к осени, притихли пичужки, говорили: "На Афиногена пташки задумываются", "На Афиногена замолкают птицы". Именины у Юлии и Алевтины, у Валентины, Афиногена. Юлия - в переводе с латыни имя означает "июльская". Алевтина с греческого - "отнятая"; с латыни - "сильная". Валентина с латыни - "сильная". Афиноген с греческого - "рожденный Афиной".
Продолжается жатва. Замолкают птицы. Именины у Маргариты и Марины. Маргарита с греческого - "жемчужина". Марина с латыни - "морская".
"Хотя в июле и душно, и жарковато, но расставаться с ним жалковато". |
|
  |
ПОМОЧЬ ПРОЕКТУ | © Jasty, 2009 - | Главная| Карта сайта| Гостевая книга| Контакты |